Противопожарный щит Оренбуржья

04 июля 2016 04:00

В рамках празднования Года пожарной охраны МЧС России мы продолжаем публикацию исторических материалов о становлении пожарной охраны Оренбуржья.


А выводы извлечены были?


Снова обратимся к книге П.Н. Столпянского – добросовестного историка старого Оренбурга.


«… В этот пожарный год, свидетельствовал он, - Дума издала много обязательных постановлений по пожарной части, но большинство из них, как и должно было ожидать, осталось на бумаге и в жизнь не вошло. Между прочим нельзя не отметить интересного совпадения. 22 февраля 1879 года Дума выслушала устав вольного пожарного общества и нашла необходимым учреждение этого общества, но общество ещё не успело образоваться, а город погорел…»


Бедствие, постигшее Оренбург, не осталось незамеченным в России. Сюда стекались пожертвования и из Петербурга, и из других мест страны. Петербургская дума выделила 10 тысяч рублей, Бузулукская – 500 и т.д. Композитор и пианист Антон Рубинштейн дал концерт в пользу погорельцев – сбор составил 3381 рубль. Для оказания помощи городу была объявлена всероссийская подписка. «Сочувствие и участие было высказано повсеместно»,- делает вывод историк. Суммы, пожертвованной царём, а равно размера ассигнований со стороны министерства внутренних дел, он не называет. Известно, что они оказались более скромными, чем добровольные пожертвования частных лиц, городских дум и других учреждений.


Свидетельства Сталпянского весьма красноречивы:


"Пожертвования принимались особым комитетом, образованным генерал-губернатором из лиц высшей администрации и представителей города. Весь город был разделён на пять участков, которыми заведовали особые попечители и их помощники. Попечители должны были обследовать свой участок, осмотрев всех погорельцев, выяснить нужду в пособии каждого из них. Первое время главная забота заключалась в том, чтобы накормить и приютить погоревших. Для этого сперва была организована бесплатная раздача хлеба, который первое время доставлялся из Самары и окрестных деревень, затем была организована в обширных размерах хлебопекарня, помещавшаяся ввиду безопасности от пожара за р. Уралом, а затем открыты 4 бесплатные столовые, которые функционировали до 15 июня. Далее надо было позаботиться дать кров - все свободные казённые помещения были приспособлены для размещения погорельцев, затем комитетом приобретались киргизские юрты, в которых также помещались лишившиеся крова.


Когда улеглось волнение от пяти пожаров, комитет приступил к оказанию поддержки для постройки домов. На первых же порах комитету пришлось столкнуться с недостатком строительных материалов и с желанием заводчиков как можно больше нажиться.


Благодаря мелководью, количество леса, долженствующего быть сплавленным в г. Оренбург по реке Сакмаре, было гораздо меньше обыкновенного; прошлогодних запасов было очень мало - и все лесопромышленники тотчас подняли цены. Ещё более поусердствовали кирпичезаводчики. Пропорционально этим ценам поднимались цены и на рабочие руки - пильщики вдвоём зарабатывали в день до 7 рублей, возчики не хотели возить дешевле 70 копеек за бревно.


 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, подробнее в политике конфиденциальности
Хорошо