Ольга Соколова и Сергей Лыков

20 лет, Республика Саха (Якутия)

Вечером 1 февраля в доме № 52 на улице Дзержинского случился страшный пожар. В результате один подъезд двухэтажного 12-квартирного жилого дома выгорел полностью. С места происшествия были эвакуированы 12 человек: кто-то выбежал сам, кого-то из объятого пламенем здания пришлось вытаскивать. Пожилую женщину, проживающую в квартире на первом этаже, спасли соседи — парень и девушка. Буквально выволокли силой. Увы, выжить удалось не всем — во время пожара погибла 51-летняя Лариса К. Запах дыма жильцы двух- этажной деревяшки почувствовали вечером, после рабочего дня. По словам очевидцев, загорелась угловая квартира № 4, расположенная на втором этаже. Пламя распространялось быстро, пожирая всё новые и новые площади. Пожарные расчеты были на месте уже через 7 минут после вызова, но к тому времени первый подъезд полностью объял огонь. Главной же задачей пожарных было отрезать от огня соседний подъезд. Требовалась подмога. По Якутскому пожарному гарнизону объявили третий, высший номер сложности. Надо заметить, что его объявляют, когда в городе горят двух- этажные многоквартирные дома. В этом случае привлекаются резервная техника и пожарные. Всего в тушении пожара задействовали 2 звена газодымозащитной службы, 66 человек личного состава и 15 автомобилей.


Корреспонденту «ЯВ» удалось найти парня и девушку, спасших жизнь пожилой женщине. Знакомьтесь: 11-классница школы № 16 Ольга Соколова и 20-летний Сергей Лыков. Свой поступок они не считают геройским. Говорят, действовали по обстоятельствам.


Ольга СОКОЛОВА: — Наши три дома — мой, Сережин и который горел — находятся по соседству. Я была у себя, смотрела телевизор и вдруг заметила отсветы огня на оконном стекле. А потом мама закричала, что горит соседний дом, у нее там подруга живет на первом этаже — тетя Нина. Мама за нее сильно переживала. Вместе выскочили на улицу, к этому времени пламя уже гуляло по обоим этажам первого подъезда. Здесь встретили Сергея и понеслись к дому Нины Викторовны. Там был кошмар! Окна выбиты, в снегу вещи лежат — то, что успели выкинуть из окон жильцы, всё в дыму. И тут из клубов дыма Нина Викторовна появляется, продолжает вещи наружу выкидывать. Я кричу Сереге, чтобы помог вещи перетаскать, а он взял и в дом полез…


Сергей ЛЫКОВ: — Я залез в дом через окно, сначала стал помогать вещи вытаскивать: одежду, бытовую технику, аппаратуру. Дальше прошел вглубь квартиры, начал искать хозяйку, а там всё в дыму, ничего не видно. И хотя куртку до носа натянул, всё равно задыхаться начал. Нашел! Тетя Нина возле входной двери стояла, пыталась тушить ее… из маленькой фляжки. А дверь открытым огнем полыхает, стена — тоже. Видать, шок у нее был. Я пытался ее оттащить, а она — ни в какую, еще драться со мной начала...


Ольга: — Я стояла возле окна, звала их. Тут Серега появился, кричит, что не может вытащить. В итоге я тоже внутрь полезла. Пришлось силой Нину Викторовну оттаскивать, а она еще отбивалась, кричала, что у нее там шуба дорогая, в кредит купленная. Мол, без нее она не выйдет. Представляете, пожар, всё горит, а мы шубу ищем… Хорошо, что она на диване недалеко лежала, быстро нашли. Еле вытолкали тетю Нину в окно и смотрим — кровля уже горит, шифер трескаться и падать начал, прямо на вещи, которые мы вытаскивали. Короче, на всё про всё ушло, наверное, минут 5-10. Больше мы бы там не продержались в этом дыму. А сколько там Нина Викторовна была, я не в курсе. Она же сперва внучку с ее подружкой из окна вытащила, а потом принялась вещи спасать. Дымом надышалась... — Ребят, а не страшно было? Сергей: — По-моему, в этот момент времени на раздумья не остается. Играет адреналин, стараешься всё делать быстро. Ольга: — Да, именно так. Только потом, уже когда всё прошло, приходит осознание. Думаешь: а если бы потолок рухнул, а если бы сами в дыму задохнулись? Очень много «если»… Кстати, когда мне было три года, у нас дома был пожар. Помню я мало, больше по эмоциям, как страшно было, как отец пытался тушить огонь, а мать в окно вытолкала…


СПАСЛИ НЕ ВСЕХ… К сожалению, соседку Нины Викторовны Ларису К. спасти не успели. Женщину нашли возле входной двери квартиры. Рядом валялась собранная сумка. Судя по всему, она собирала вещи, хотела выйти, но не успела. Мы отправились на место происшествия, чтобы поговорить с очевидцами пожара, жильцами соседнего подъезда.


Альберт ШАПОШНИКОВ, жилец квартиры № 9: — Мы тут давно живем, все друг друга знаем, Ларису я тоже хорошо знал. Она жила с мужем, младшей дочкой и племянником. Когда пожар начался, дома были только она и дочка. Племянник вышел в магазин, а муж уехал по делам, но вернулся, когда ему позвонили. Он сам пытался в пекло лезть, но его пожарные не пускали... Я еще у дочки Ларисы, Алины, спрашивал, где мать. А у нее шок, говорит, что не знает, наверное, в квартире до сих пор. Я подходил к пожарным, твердил, чтоб первую квартиру проверили. Там девушкалейтенант была, сказала, что они всё проверили, людей больше нет. А Лариса-то пожилая уже, да и инсульт у нее недавно был, здоровье слабое, поэтому, наверное, не смогла выбраться... Пока мы беседуем с Альбертом, в квартиру заходит еще один жилец дома, Борис, проживающий в квартире № 10, и активно вступает в беседу: — Как мне сказали, что горим, сразу собрал документы, накинул куртку и выскочил на улицу. Огонь начался с квартиры № 4 на втором этаже. Потом загорелся подъезд и тут же, на глазах, — соседняя квартира. А Лариса жила на первом этаже, как раз под квартирой, где пожар начался. Только когда закончили тушить огонь, вытащили её через окно. Почему же брандмейстеры твердили, что в доме никого нет, и не пускали людей? Сейчас случившееся комментируют скупо. Говорят: зайти в дом было невозможно — первый подъезд горел открытым огнем, пламя уходило на кровлю. Единственный выход — надо было сбить пламя и только после этого вести поиски людей.


Эдуард НИКОЛАЕВ 2 февраля в половине седьмого утра заполыхали два гаража возле 6-квартирного дома № 27/2 на улице Новокарьерной. Пламя повредило одну из квартир по всей площади, оба гаража, пристрой и пять машин. Общая площадь пожара — 130 «квадратов». Предположительно всему виной стало короткое замыкание электропроводки в гараже. Во время пожара пострадала 52-летняя женщина.


Константин САПРОНОВ, жилец сгоревшей квартиры: — Я спал в дальней комнате, а жена с годовалой внучкой — в другой. Проснулся, только когда супруга начала кричать. Я вскочил и, как был в трусах, побежал к ним. На кухне уже был дым. Мне раньше приходилось сталкиваться с пожарами, знаю, как действовать. Поэтому сразу лег на пол, внизу дыма пока не было. А жену удержать не успел, она убежала в сторону выхода. Я прополз в комнату к внучке, замотал ее в одеяло, двинулся в дальнюю спальню, выбил окно и вылез наружу. Там уже оба гаража полыхали. И, что странно, дверь одного была открыта. И, главное, заметно, что огонь начался с ворот. В гаражах пять машин было: мой УАЗ, триавто, которые арендовали место, и «Тойота-Прадо», принадлежавшая сыну Алексею. Эх, он на ней всего четыре дня поездил… Пожарные говорят, что причина пожара в проводке, но я сам газоэлектросварщик, в огне разбираюсь. Это 100-процентный поджог! За джипом еще нашли бутылку с чем-то горючим, она сейчас на экспертизе. *** Супруга Константина Валентина Сапронова в настоящее время находится в ожоговом отделении Республиканской больницы № 2. У нее ожоги спины, головы, кистей рук и верхних дыхательных путей.