![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Определив значение права для обеспечения свободы человека, остановимся более конкретно на самом понятии закон. Издавна под законом понимали некоторые правила поведения, обязательные для человека, или нормы права. Вообще, как правило, все акты, исходящие от лица государственной власти, называют правовыми актами. Но, как ни покажется странным, далеко не все они являются законами в буквальном смысле слова. Например, законодатель (орган или органы государственной власти, уполномоченные Конституцией Российской Федерации на осуществление законодательной деятельности) может издать акт, в котором выразит свою позицию по тому или иному вопросу: политическому, социальному, международной тематике, в котором никаких правил поведения мы не обнаружим. Например, позиция Государственной Думы Российской Федерации по вопросам бомбежки Белграда войсками НАТО, изложенная в документальном виде. Это – рядовой пример правого акта, некой правовой декларации. Но если в изданном документе будут присутствовать правила поведения, то, без всякого сомнения, мы должны квалифицировать этот правовой акт как нормативный правовой акт. Как же удостовериться в том, что перед нами именно нормативный правовой акт? Все довольно просто: любое правило поведения включает в себя описание поведения человека в определенной ситуации в качестве обязательного или желательного, а также последствия нарушения закона со стороны лица. Например, если два человека хотят заключить договор, то закон описывает, какие условия договор того или иного вида (купли-продажи, мены, аренды, займа и т.п.) должен содержать, и какие обязательства стороны договора должны или могут принять на себя. Закон описывает также, какие последствия возникают в случае нарушения одной из сторон договора своих обязательств. Этот подход характерен для тех случаев, когда законодатель акцентирует наше внимание на том, что можно сделать. В таких случаях говорят: «Все, что не запрещено, разрешается». Иными словами, законодатель перечислил те поступки, которые запрещены или специально урегулированы, а остальные признал не опасными для общества и закона, а потому предложил гражданам самостоятельно регулировать те отношения, которые возникают в иных случаях. Но для некоторых законов характерен другой подход. В уголовном и административном праве устанавливается полный (юристы говорят – «закрытый») перечень проступков, которые общество не одобряет и прямо запрещает, и за совершение которых виновное лицо должно быть привлечено к ответственности и понести наказание. Так появляется Уголовный кодекс Российской Федерации. Приведем несколько общих примеров. Предположим, человек поступает на государственную службу. В этом случае закон указывает ему, какие права он имеет, с какими ограничениями должен смириться. А также определяет, кто и каким способом определяет чиновнику его должностные обязанности. Что он обязан сделать, скажем, в случае получения жалобы или обращения гражданина. Или, другой пример, мужчина и женщина вступают в брак. Здесь уже Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает права и обязанности супругов, регулирует вопросы распоряжения общей семейной собственностью, воспитания детей. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит в себе конкретные правила проведения предварительного следствия и судебного разбирательства, если человек обвиняется в совершении какого-либо преступления, и т.д. Иными словами, во всех перечисленных случаях закон оговаривает, кому и как следует вести себя при определенной ситуации. Это и есть правило поведения. Может показаться удивительным, но нередки ситуации, когда и в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее мы будем называть его УК РФ) и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) встречаются близкие друг другу по описанию проступки. Например, глава 12 КоАП РФ содержит целый перечень Но и УК РФ содержит в себе статью 264, где говорится о нарушении правил эксплуатации автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Различие заключается в степени общественной опасности и наказании, которое законодатель накладывает на виновное лицо. Если для административной ответственности наиболее распространенным видом наказания является штраф, то в случае совершения уголовно наказуемого деяния гражданин может быть осужден к лишению свободы – также наиболее распространенному виду наказания для уголовного права. Норма права в УК РФ имеет всегда совершенно конкретную структуру. Она в обязательном порядке содержит объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Под объектом юристы обыкновенно понимают то, на что направлено преступное посягательство, а именно: общественные отношения, интересы и блага, охраняемые законом. Субъектом является сам преступник, объективная сторона позволяет характеризовать способ совершения преступления, или, короче, его описание, а под субъективной стороной понимают внутренние чувства, само отношение преступника к совершаемому им преступлению. Действительно, если бы в норме права не было указано лицо или способ совершения преступления, то это породило бы или грубейшие своеволия следователей и судей, или позволило бы преступникам уходить от ответственности. Приведем забавный пример, рожденный конечно, нашим воображением. Статья 20 УК РФ В таком случае любое случайное заимствование малолетним ребенком игрушечной машинки в песочнице могло бы квалифицироваться как кража, тайное похищение чужого имущества (статья 158 УК РФ). А попытка забрать силой чужую вещь одним ребенком у другого в детском саду («Отдай, это - мое!») на языке уголовного закона называлось бы грабежом – открытым похищением чужого имущества (статья 161 УК РФ). Или, предположим, девочка в школе назвала приставучего мальчишку «дураком» - все, состав статьи 130 УК РФ («оскорбление») в чистом виде. Очевидно, для того, чтобы такие поступки действительно считались преступлениями, человек должен достигнуть определенного возраста, с которого человек может контролировать свои поступки и отдавать себе отчет в них, и описание того, как он совершает преступление. Ведь ясно любому, что, претендуя на чужую игрушку, ребенок, во-первых, не имел никакого преступного умысла, а, во-вторых, его действие не имеет никакой общественной опасности вследствие незначительности утраченной обиженным им ребенком вещи. Если мы специально не укажем, что только тайное похищение чужого имущества является кражей, то как, спрашивается, мы отделим это преступление от грабежа? Указанные примеры позволяют наглядно убедиться в том, насколько важно для каждого из нас четкое юридическое формулирование запрещенных поступков, а также условия привлечения человека к уголовной ответственности. |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |