Нередко человеку, впервые раскрывающему Уголовный кодекс, описываемые в нем преступления кажутся абстракцией. На  самом деле, все уголовные преступления (юристы говорят «составы») взяты из жизни. Не опытному читателю иногда кажется странным, почему тот или иной проступок отнесен законодателем к числу уголовных преступлений. Но в данном случае государство исходит из степени общественной опасности и иных конкретных обстоятельств: в частности, повторяемости преступлений, числа совершаемых проступков, реакции общества на них и т.п. При всем тысячелетнем опыте науки уголовного права никогда ничего нельзя предсказать заранее. А потому очень часто государство вносит изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, декриминализируя некоторые составы, т.е., переставая считать тот или иной поступок преступлением, или, наоборот, ужесточая наказание за совершение других. С последней ситуацией мы столкнемся несколько ниже, когда будем описывать конкретные уголовные составы.

Тем не менее, есть некий общеустоявшийся перечень преступлений, которые считались наказуемыми «во все времена и народы». Чтобы нам изложение не показалось скучным, обратимся к известным еще с детства литературным произведениям.

Оценивая их сквозь призму уголовного закона, мы с удивлением обнаружим, что в большинстве литературных произведениях описываются разного рода правонарушения. А их расследование положено в основу целого крупного жанра – жанра детектива. В «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского идет речь об убийстве двух лиц (статья 105 УК РФ), сподвижники Пугачева и он сам в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина должны быть обвинены в целом ряде преступлений: насильственный захват власти (статья 278 УК РФ), массовые беспорядки (статья 212 УК РФ), посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля (статья 277 УК РФ) и многие другие.  Однако, есть все основания полагать, что лидером по количеству и разнообразию совершаемых ее героями преступлений является самая известная книга французского писателя Александра Дюма «Три мушкетера». На ее примере мы и рассмотрим практические примеры совершения правонарушений.

«Три мушкетера» являются не документальным, а художественным произведением, вследствие чего описываемые А. Дюма события имеют немного общего с настоящей историей. Одни персонажи этой книги вымышлены, другие имеют исторических прототипов, однако их поведение и мотивации подчинены замыслу писателя и вряд ли хоть как-то соотносятся с действительностью. Впрочем, Александр Дюма и не ставил себе задачу написать историческую хронику.

Главными героями «Трех мушкетеров», как известно, являются три королевских мушкетера – Атос, Портос и Арамис, и пополнивший их ряды, Д’Артаньян. Во Франции XVII века система офицерских званий отличалась от принятой сейчас, и капитан вполне соответствовал современному генералу, в то время как его заместитель-лейтенант (от фр. lieu tenant – местоблюститель) соответствовал полковнику.

Проводя параллель с современными реалиями, можно сказать, что королевские мушкетеры были сотрудниками правоохранительных органов и служили в местном аналоге Федеральной службе охраны, отвечая за безопасность первого лица в государстве, в то время как недружественные им гвардейцы кардинала отвечали за безопасность второго лица Франции – первого министра. Служили они, как следует из книги, крайне плохо и по количеству совершаемых правонарушений могли бы поспорить с самыми известными организованными преступными группировками. Впрочем, противники мушкетеров законопослушностью также не отличались.

Самым распространенным типом описанных в «Трех мушкетерах» правонарушений являются дуэли. Главные герои участвуют в них с завидным постоянством, несмотря на то, что дуэли были запрещены Людовиком XIII, а участие в них приравнивалось к злостному оскорблению Его Величества с соответствующим наказанием в виде смертной казни. На практике, правда, дуэлянты наказывались далеко не всегда, однако наиболее дерзким из них все-таки проходилось отправляться на эшафот или в Бастилию.

Первая дуэль, описанная в «Трех мушкетерах», состоялась между Атосом, Портосом, Арамисом и Д’Артаньяном с одной стороны, и пятью гвардейцами кардинала с другой.  Строго говоря, это была даже не дуэль, а, скорее, вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, находившимся при исполнении своих обязанностей. Действительно, занимавшиеся патрулированием гвардейцы кардинала пытались предотвратить дуэль между мушкетерами и Д’Артаньяном, и во исполнение королевского указа задержать ее участников, однако встретили сопротивление.

Данный эпизод книги подпадает сразу под несколько статей УК РФ. В частности, статьи 317 УК РФ -  посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка; статьи 318 УК РФ – применение насилия в отношении представителя власти; статьи 105 УК РФ – умышленное убийство; и статьи 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Даже современное российское законодательство предусматривает за убийство высшую меру наказания, смертную казнь.

Д’Артаньян и его друзья-мушкетеры на протяжении книги участвовали еще в нескольких дуэлях, убив немало людей, либо причинив им тяжкий вред здоровью. Отягчающими обстоятельствами здесь выступают факты принадлежности преступников к правоохранительным органам и неоднократности совершаемых преступлений, что свидетельствует об особой дерзости преступников.

Или другой эпизод:

«И тут же, подойдя к входным дверям, он тихонько постучал, прошептав:
      - Сейчас я тоже попадусь в мышеловку, и горе тем кошкам, которые посмеют тронуть такую мышь!

Не успел молоток удариться в дверь, как шум внутри замер. Послышались шаги, дверь распахнулась, и Д’Артаньян, обнажив шпагу, ворвался в квартиру г-на Бонасье, дверь которой, очевидно снабженная пружиной, сама захлопнулась за ним.
      И тогда остальные жильцы этого злополучного дома, а также и ближайшие соседи услышали отчаянные крики, топот, звон шпаг и грохот передвигаемой мебели. Немного погодя, все те, кого встревожил шум и кто высунулся в окно, чтобы узнать, в чем дело, могли увидеть, как снова раскрылась дверь и четыре человека, одетые в черное, не вышли, а вылетели из нее, словно стая вспугнутых ворон, оставив на полу и на углах столов перья, выдранные из их крыльев, другими словами - лоскутья одежды и обрывки плащей».

Юрист, которому поручат квалифицировать поступок Д’Артаньяна, без труда назовет статью 295 УК РФ – посягательство на жизнь лица, осуществлявшего предварительное расследование.

История с подвесками королевы, в которую вмешались мушкетеры, также выглядит совсем неоднозначно.Кардинал Ришелье Как следует из содержания романа, кардинал Ришелье, по совместительству возглавлявший французскую контрразведку, пытался воспрепятствовать встречам королевы Анны Австрийской и герцога Бэкингэма, поскольку эти отношения наносили серьезный урон репутации королевской семьи и осложняли международную обстановку.

Вмешательство мушкетеров в эту историю, в числе прочего спровоцировавшее разоблачение и арест ценного агента французских спецслужб, известной под оперативным псевдонимом «Миледи», может быть квалифицировано как государственная измена (статья 275 УК РФ). Кроме того, выезжавшему в Англию Д’Артаньяну могли бы также инкриминировать незаконное пересечение границы (статья 332) и присвоение полномочий должностного лица (статья 288), поскольку он незаконным образом изъял необходимый пропуск у графа де Варда. Те обстоятельства, при которых пропуск был изъят, позволяют также присовокупить к вышеупомянутым статьям посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ). Или даже покушение на убийство (статьи 30 и 105 УК РФ).

Забавно, не правда ли? Продолжим наше чтение. «Но если на площадке был нанесен удар его добронравию, то в приемной поколебалось его уважение к кардиналу. Здесь Д’Артаньян, к своему великому удивлению, услышал, как критикуют политику, заставлявшую трепетать всю Европу; нападкам подвергалась здесь и личная жизнь кардинала, хотя за малейшую попытку проникнуть в нее, как знал Д’Артаньян, пострадало столько могущественных и знатных вельмож. Этот великий человек, которого так глубоко чтил г-н Д’Артаньян - отец, служил здесь посмешищем для мушкетеров г-на де Тревиля. Одни потешались над его кривыми ногами и сутулой спиной; кое-кто распевал песенки о его возлюбленной, г-же Д’Эгильон, и о его племяннице, г-же де Комбалэ, а другие тут же сговаривались подшутить над пажами и телохранителями кардинала, - все это представлялось Д’Артаньяну немыслимым и диким».

Приведенная цитата хорошо иллюстрирует преступление, предусмотренное статьей 137 УК РФ - нарушение неприкосновенности частной жизни. Современный законодатель предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Не исключено, что помимо этого участники данной сцены моги совершить действия, подпадающие под статью 129 УК РФ – клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающие его авторитет.

Впрочем, оппоненты мушкетеров также не отличаются законопослушностью. Милая «Миледи» постоянно использует служебное положение в личных целях, пытается организовать убийство графа де Варда. Она же выступает организатором убийства герцога Бэкингема религиозным фанатиком (умышленное убийство по мотиву религиозной ненависти – пункт «л» части 2 статьи 105 УК РФ) и совершает умышленное убийство Констанции Бонасье (статья 105 УК РФ). Трудно определить степени вины Бонасье, но в любом случае никакие ее действия не могли служить основанием для внесудебной расправы Миледи над ней.

Шпионские игры мушкетеров закончились нанесением тяжелого урона французской контрразведке – трое ее высокопоставленных сотрудников были выведены из строя (графы Рошфор и де Вард, а также Миледи), причем один из них навсегда. Внесудебная расправа над Миледи, на жизнь которой уже покушался Атос, пытавшийся  повесить ее в своем парке, стала апогеем их противозаконной деятельности.

Подобные «шалости» мушкетеров были бы невозможны без толерантного к ним отношения короля Людовика XIII и капитана де Тревиля. Нижеприводимые цитаты это хорошо поясняют:

«Небрежно одетые, подвыпившие, исцарапанные, мушкетеры короля, или, вернее, мушкетеры г-на де Тревиля, шатались по кабакам, по увеселительным местам и гульбищам, орали, покручивая усы, бряцая шпагами и с наслаждением задирая телохранителей кардинала, когда те встречались им на дороге. Затем из ножен с тысячью прибауток выхватывалась шпага. Случалось, их убивали, и они падали, убежденные, что будут оплаканы и отомщены; чаще же случалось, что убивали они, уверенные, что им не дадут сгнить в тюрьме: г-н де Тревиль, разумеется, вызволит их».

А вот «замечательная» сцена у короля. «Тысяча чертей! Как это вы вчетвером за два дня вывели из строя Король Людовик XIIIсемерых гвардейцев кардинала? — продолжал Людовик XIII. — Это много, чересчур много. Если так пойдет дальше, его преосвященству через три недели придется заменить состав своей роты новым. А я буду вынужден применять указы во всей их строгости. Одного — еще куда ни шло, я не возражаю. Но семерых за два дня — повторяю, это много, слишком много».

Очевидно, что король и де Тревиль совершают преступления, предусмотренные статьей 300 УК РФ - незаконное освобождение от уголовной ответственности. Правда, в современной российской редакции этого преступления за незаконное освобождение от уголовной ответственности может быть привлечен или следователь, или прокурор, или дознаватель. Но поскольку в тексте романа король сам проводил дознание, то, следовательно, он подпадает под данное преступление. А капитан королевских мушкетеров, как можно понять из многочисленных реплик, регулярно совершал преступление, предусмотренное статьей 316 УК РФ – укрывательство преступлений своих подчиненных.

В течение всей книги постоянно фигурируют преступления, предусмотренные статьей 119 УК РФ - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, статьей 130 УК РФ - оскорбление, статьи 116 УК РФ - побои, статьи 330 - самоуправство и статьи 138 - нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.  

Из книги явствует, что мушкетеры совершают большинство своих преступлений в состоянии алкогольного опьянения, из хулиганских соображений и превратно понимаемой корпоративной этики, что лишь усугубляет их вину. На основании выше изложенного складывается впечатление, что в «Трех мушкетерах» нет положительных, в смысле их законопослушности, героев. Александр Дюма хорошо показывает, как тяжело приходится недворянам – то есть людям, и имеющим возможности себя самостоятельно защитить и вынужденных надеяться на защиту со стороны властей, в атмосфере правового нигилизма. Существует обоснованная гипотеза, что причиной Французской революции 1789 г., положившей конец монархии и привилегиям аристократии, стали как раз подобные истории и особенно неадекватная реакция на них властей.

К следующей главе…

На главную страницу