Нередко лидеры террористических организаций пытаются оправдать свою античеловеческую деятельность религиозной риторикой. Для этого, как правило, из контекста вырываются отдельные фразы, на первое место ставится не авторитет священных писаний, а мнения конкретных проповедников  или главарей бандитов, призывающих к так называемой «священной» войне. Зачастую, пользуясь незнанием элементарных основ религий, с помощью психологических методик контроля сознания происходит   вербовка молодых людей в группировки террористического и экстремистского характера.

Им охотно следуют вслед идеологи экстремизма, «легко» отвергающие основные общечеловеческие ценности ссылками на религиозные тексты. С этим, мягко говоря, можно (и нужно!) спорить.

Наверное, кто-то отнесет рождение принципа равенства всех людей вне зависимости от цвета кожи, национальности и вероисповедания ко времени Французской революции 1789-1794 гг. и ее знаменитому лозунгу «Свобода, равенство, братство!». Но на самом деле история веротерпимости и обеспечения равенства людей вне зависимости от языка, национальности и цвета кожи имеет гораздо более древние корни.

Мы без труда найдем ссылки на эти права еще в текстах Священного Писания (Библии). Хотя Господь Саваоф и определил иудеев в качестве избранного Им народа, но было бы напрасно искать в заповедях Божьих каких-либо следов национальной исключительности иудеев. Господь не раз предупреждает Израиль: «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Втор. 7, 7, 8.). «Не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землей, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9, 6.) и т.д.

Одной из отличительных черт израильской теократии являлось равенство всех израильтян друг перед другом, поскольку все они были сынами Божьими. Но это равенство распространялось не только внутри израильских племен и колен, но и вовне. Этот первый звук христианской проповеди о равенстве всех, в Господе раздается вначале среди одного народа, чтобы впоследствии распространиться по всей вселенной. Вселенский характер веры израильтян, данной им Богом, тот смысл их избранничества, согласно которому они должны сберечь веру в истинного Бога и научить остальные народы закону Божьему, не раз проявляется в священных текстах. «Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его; пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя (выделено мной – А.В.); ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я ваш Господь» (Лев. 19, 33, 34). Последние слова очень точно предшествуют гимну христианской любви, заповеданной Иисусом Христом: «Возлюби ближнего твоего, как  самого себя» (Матф. 22, 39.).

Даже на бытовом уровне от израильтян требует любовь к пришельцу – иноплеменнику. Например, Господь требует от израильтян не собирать весь урожай, оставляя часть его бедному и пришельцу (Лев. 19, 10; 23, 22.).

Поэтому, согласно Божьим словам, инородец - не израильтянин нисколько не может считаться чем-либо обделенным по сравнению с израильтянами, если, конечно, он не совращает израильтян и живет по законам Господа.

«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22, 21.). В другом месте: «Пришельца не обижай и не притесняй его; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 23, 9.). В Книге Левит встречаются строки, ясно свидетельствующие о том, что Господь дает израильтянам не «национальную» религию, а приобщает их к истинной вере, которой должны следовать и пришельцы. Так, например, Господь напрямую описывает ритуал жертвоприношения, начиная его словами: «Если кто из дома Израилева или из пришельцев, присоединившихся к вам»; и далее следует само правило (Лев. 17, 3.). Причем, жертвоприношение, которое делает священник – израильтянин, совершается по одним и тем же правилам как по отношению к жертве израильтянина, так и жертве пришельца (Лев. 22, 18, 19.).

Господь не заключает завета с пришельцами. Но вместе с тем, некоторые законы Господь напрямую предписывает и для них, и для сынов Израиля. «Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти» (Лев. 20, 1, 2.). То же мы видим и по отношению к запретам на употребление некоторой пищи (в данном случае крови), которые Господь излагает израильтянам: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут с вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того» (Лев. 17, 10.).

Но, наверное, наиболее показательно снимается различие между израильтянином и инородцем в следующих словах Господа: «Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог Ваш» (Лев. 24, 22.), и «если будет жить у вас пришелец, то и он должен совершать Пасху Господню..; один устав пусть будет у вас и для пришельца, и для туземца» (Чис. 9, 14).

В результате культура ветхозаветного Израиля поднимается на необычайную высоту, и это становится причиной массовой ассимиляции многих инородцев и приобщение их к вере в Истинного Бога. Вначале иудаизм был религией национальной, и в конце концов снова стал религией замкнутой. В своем расцвете он был доступен буквально каждому. Особенно в греко-римскую эпоху еврейский прозелитизм достиг наибольшего распространения. В Александрии еврейская церковь состояла в чрезвычайном числе из обращенных египтян и греков. В Антиохии местные израильтяне обратили в свою веру большое число эллинов, приняв их в члены своей общины. В Азии обращения и обрезание так же были весьма многочисленными. Один римский сенатор утверждал, что название «евреи» применялось ко всем лицам, принявшим обрезание, хотя бы они и принадлежали к иным народам и расам. Другой римский автор (Ювенал) обличал римлян в том, что они забыли собственных богов, что дети их принимают обрезание и усваивают обычаи евреев. И еще за полтораста лет до рождества Христова книги Ветхого Завета были переведены на арамейский, греческий и халдейский языки.

Декалог – 10 заповедей, основа основ Ветхого Завета. В современном мире нередко можно услышать оценку декалога как фундамента общечеловеческих ценностей. И характерно, что шестая заповедь, утверждая ценность высшего дара - человеческой жизни, гласит: «Не убивай» [Исх. 20:13].

Как драгоценный дар в Библии звучит снова и снова  пожелание мира. Ни богатства, ни власти, ни славы, а именно МИРА!

Пожелание мира звучит из уст  первосвященника: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просил у Него». [1 Царств. 1:17]. Его же произносят воины царю и псалмопевцу Давиду: «Пришли также и из сыновей Вениаминовых и Иудиных в укрепление к Давиду. Давид вышел навстречу им и сказал им: если с миром пришли вы ко мне, чтобы помогать мне, то да будет у меня с вами одно сердце; а если для того, чтобы коварно предать меня врагам моим, тогда как нет порока на руках моих, то да видит Бог отцов наших и рассудит. И объял дух Амасая, главу тридцати, [и сказал он]: мир тебе Давид, и с тобою, сын Иессеев; мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой…». [1 Паралипоменон 12:16-18]. А сам царь Давид произносит в псалме «Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: "да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!"» [Псалт. 35:27(34-27)] .

Нарушение мира осознается в Ветхом Завете как великое зло. В покаянном псалме царь Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах». [Псалт. 7:3-5 (4-6)] .

Следующий псалом царя Давида, на наш взгляд, прекрасно говорит о пагубности насилия, зла, нечестия и необходимости высокого призвания каждого человека. Обратите внимание, как обличает Псалмопевец пороки и как он высоко воспевает праведность: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут... Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь… Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится… Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность [такого] человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет…». [Псалт. 37:1-40 (36:1-40)].

Стремление к миру для всего народа звучит снова и снова в псалмах: «да принесут горы мир людям и холмы правду» [Псалт. 72:3] (71-3), «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!  Да будет мир в стенах твоих, благоденствие - в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!"». [Псалт. 122:6-8(121: 6-8)].

Сын  царя Давида, строитель Иерусалимского храма, прославленный своей мудростью, царь Соломон в Книге Притчей говорит о зле и убийстве невинных людей следующее:

«Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины…сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови… упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их…» [Притчи 1:10-32] , «Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет». [Притч. 3:29-33].

В современном мире происходит навязывание культуры потребления со всеми ее негативными последствиями, но вечные ценности, несмотря ни на что, остаются актуальными даже спустя тысячелетия: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою». [Притч. 6:16-21]

Внедрение в сознание ложных идеалов, подмена понятий ведут к ужасным последствиям. Очень часто страдая, человек видит выход в накопительстве, соглашается с аморальными поступками, вместо необходимости стремления к высоким целям. В итоге разрушаются семьи, уничтожается личность человека, усиливается озлобленность и ненависть ко всем окружающим. Прекрасно понимая опасность такого состояния, еще в X в. до Рождества Христова царь Соломон сказал «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором». [Притч. 17:1].

Не смерть, война и разрушение, а жизнь и мир являются фундаментальными основами человечества. Ветхозаветный пророк Малахия, живший в V столетии до Рождества Христова,  – автор последней 12 книги малых пророков, говоря о завете, данном Богом третьему сыну Иакова Левию – родоначальнику левитов на которых возлагались обязанности священнослужения произносит «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был [завет] жизни и мира…». [Малах. 2:4-5].

Отношение к миру как великому дару рефреном вновь и вновь звучит в Библии. «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом…». [Быт. 28:20-21].

В книге Левит Господь Бог говорит людям: «пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей». [Левит. 26:6].

Вдумайтесь в благословление, которое Господь дает Моисею – оно завершается именно обетованием мира «И сказал Господь Моисею, говоря:

«скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя  Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!». [Числ. 6:22-26].

В Новом Завете пожелания мира, милосердия, дружелюбия звучат постоянно из уст Спасителя и Апостолов. Процитируем лишь некоторые.

Отправляя Апостолов на служение, Христос наставляет «… входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему…» [Матф. 10:12]. В Капернауме, завершая поучение, Иисус Христос говорит своим ученикам «… мир имейте между собою». [Марк. 9:50].

В Нагорной проповеди  Господь Иисус Христос, обращаясь к  своим ученикам и  народу,  устанавливает вМиротворцы заповедях блаженства «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» [Матф. 5:9]. Следует обратить особое внимание, что в Нагорной проповеди Христос дает людям принципиально новое содержание шестой заповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». [Матф. 5:21-26].

В послании величайшего праведника, принявшего мученическую кончину, которого апостол Павел в послании называет столпом Церкви - апостола Иакова есть такие слова «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». [Иакова 3:18].

Апостол Петр (Симон) первый исповедовал Господа Иисуса Христа Мессией. Спаситель называет Апостола Камнем (Петром) на котором основана Церковь Христова, которую не одолеют врата ада. О мире, милосердии, сострадании, братолюбии Апостол Петр пишет в своих посланиях: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится». [1-е Петра 1:2],

«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)». [1-е Петра 3:8-12].

Апостол Павел (Савл), которого Христос чудесным образом призвал на служение, как и Апостол Петр, пишет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». [К Римлянам 12:17-18], «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». [К Римлянам 14:19], «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». [К Евреям 12:14].

Приведенные фрагменты еще и еще раз доказывают, что проповедь зла, войны, насилия просто несовместима с основополагающими ценностями Ветхого и Нового Заветов.

Крайне некорректно поступают деятели пытающиеся оправдать войну, насилие, теракты и экстремизм ссылками на Коран. В главной книге для всех мусульман написано: «И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, - а родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив…» [4: 40 (36)],

«О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: "Ты не верующий", - домогаясь случайностей жизни ближней. Ведь у Аллаха - обильная добыча. Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» [4: 96 (94)],

«"Мир!" в словах от Господа милосердного». [36: 58 (58)], «Скажи: "Хвала Аллаху, и мир над Его рабами, которых Он избрал! Аллах лучше ли или то, что вы делаете Его сотоварищами?» [27: 60 (59)].

Многократно в Коране подчеркивается, что одним из главных свойств рая является мир! «Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути!» [10: 26 (25)], «И введены будут те, которые веровали и творили благое, в сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там с дозволения своего Господа. Приветствие их там: "Мир!"» [14: 28 (23)].

Основываясь на текстах Священных Писаний, истинные священнослужители несут людям проповедь мира, межнациональной дружбы и согласия, выстраивают уважительные межрелигиозные отношения.  К великому сожалению реальность наших дней такова, что в борьбе с радикальными экстремистскими группировками  гибнут мирные жители, военные и священники. Почти ежемесячно приходят сообщения о гибели мусульманских священнослужителей призывающих к мирной и спокойной жизни.

Призывы к войне, ненависти просто несовместимы с «исторически традиционными» («культурообразующими») религиями России. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и считает «неотъемлемой частью исторического наследия народов России» … «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии».

Такая оценка роли религии в истории страны  закономерна, в том числе и потому, что стремление к миру, согласию, взаимоуважению, справедливости, к помощи ближнему являются неотъемлемой частью жизни истинно религиозного человека.

Опасность терроризма и экстремизма понимается одинаково всеми без исключения политическими и религиозными деятелями.

21 февраля 2011 года Президент России Д.А. Медведев заявил, что борьба с терроризмом в России будет продолжена. «Что касается нашей борьбы с терроризмом, то здесь я бы хотел сказать только одно. С подонками по-другому поступать нельзя. Борьба с террором будет продолжена, а убийц настигнет безусловное наказание - тех, кто еще живой и где-то бегает», - сказал он на церемонии вручения государственных наград, присуждаемых посмертно.

Глава государства поблагодарил мусульманское духовенство Северного Кавказа за стремление поддерживать мир и межконфессиональное согласие в регионе, а затем вручил ордена Мужества родственникам четырех религиозных деятелей Северного Кавказа, погибших от рук экстремистов.
Как отметил Президент, эти люди неоднократно получали угрозы. «Но, будучи людьми цельными, мужественными, активными противниками радикалов, тех, кто ни во что не ставит человеческую жизнь, они твердо боролись за истинные ценности. Они-то и есть настоящие мусульмане. Они всегда старались отличить верующих от тех, кто прикрывает религией свои корыстные устремления или просто занимается политическими манипуляциями, зачастую прикрывает просто обычную уголовщину».

Вдумаемся в слова Президента России, которые он высказал о посмертно награжденных им мусульманских религиозных деятелей. «Самое главное, что они старались делать - они стремились к тому, чтобы в экстремистскую деятельность не втягивали молодежь, потому что молодежь в этом смысле - наименее защищенная категория людей. Молодежь легко поддается внушению, и именно поэтому очень важно, когда рядом с молодежью находятся здравые, умные, честные и порядочные люди. Все погибшие были такими», - сказал Д.А. Медведев.

Религиозные лидеры также едины в оценках экстремистских и террористических действий, что лица, совершающие подобные нечеловеческие деяния не имеют никакого отношения к верующим людям.

Например, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выражая поддержку лидеру египетских христиан-коптов Шенуде III в связи с терактом в Александрии у церкви Всех Святых 4 января 2011 года сказал:
«Паства Русской православной церкви разделяет страдание коптских христиан. Надеюсь, что совершившие террористический акт будут найдены и понесут заслуженное наказание. Молюсь о мире и гражданском согласии в Египте, об утешении скорбящих…» Патриарх Кирилл отмечает, что жертвами международного терроризма, Патриарх Кирилл«пытающегося использовать в своих целях религиозные различия», ежегодно становятся сотни людей по всему миру. При этом «истинные замыслы злодеев не имеют ничего общего с религией и направлены лишь на достижение политических целей».

А 9 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по случаю теракта во Владикавказе заявил:

«Россия страдает от терроризма, не только Россия. Терроризм стал бичом нашего времени, это война без правил, война, которая уносит жизни невинных людей. Террористы направляют свою деятельность на то, чтобы сломить дух народа, поколебать решимость власти, разрушить единство нации, достичь своих политических или иных целей самым страшным и беззаконным путем. Я уверен, что у терроризма нет будущего, потому что опыт показывает, что терактами не достигаются цели, которые ставят сами террористы».

Ужесточить наказание за терроризм призвал в связи с терактом в «Домодедово» глава исполкома Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского муфтията) Мухаммедгали Хузин. «Мы не устаем повторять свои требования ужесточить меры наказания для тех, кто посягнул на жизнь ни в чем не повинных людей, пытаясь в очередной раз посеять рознь в нашем многонациональном и многорелигиозном, живущем в мире и согласии российском обществе», - заявил он.

Именно добрососедские традиции народов России, по мнению муфтия, как раз и «вызывают злобу у стаи мерзких шакалов, пытающихся «ухватить за пятку» наше сильное и здоровое общество».
«Да, наверное, сейчас они, опьяненные запахом крови, повизгивают от удовольствия, возомнив себя героями, но разве настоящие герои тявкают из подворотни?» - задает вопрос представитель Всероссийского муфтията.
Он выразил надежду на то, что «грязные и вонючие норы, в которых прячутся эти твари, будут, наконец, уничтожены, и нам не придется в очередной раз оплакивать безвинные жертвы их трусливых вылазок». 

По случаю теракта в «Домодедово» глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде проклял злодеев и выразил соболезнования россиянам: «Молитвенно взываю об упокое душ погибших и о скором выздоровлении всех раненых. Выражаю свое глубокое соболезнование родным и близким погибших».

В другом своем послании, уже Президенту России Д.А. Медведеву, исламский лидер назвал произошедшее в аэропорту «зловещим, бесчеловечным актом».

«Скорбя о невинных жертвах, мы проклинаем тех, кто совершил тягчайший грех, посягнув на священный дар - человеческую жизнь. Не может быть прощения этим нелюдям без роду, веры и совести. Не имея национальности и вероисповедания, террористы и экстремисты достойны суровой кары Всевышнего, всеобщего презрения и осуждения», - сказано в документе. 

Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде также направил соболезнования Аллахшукюр Паша-задепредседателю Правительства России Владимиру Путину, в котором, в частности, подчеркнул, что «мы, независимо от национальности и вероисповедания, должны быть вместе в противостоянии силам зла и насилия, разоблачении их античеловеческой и антирелигиозной сущности».

16 марта 2011 года глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде на VIII съезде мусульманских общин Северного Кавказа заявил:
«Исламская религия никоим образом не связана с терроризмом или другими проявлением радикализма… Когда экстремисты и сепаратисты используют ислам в своих кощунственных и корыстных целях, мы не можем остаться в стороне».

Главный раввин России Берл Лазар также считает, что все 20 лет независимости Российской Федерации власти страны возлагали особые надежды на духовность ее народов.

«Даже в самые сложные, первые годы независимого существования, когда Россия переживала острейший экономический и социальный кризис, когда международный терроризм навязал нам войну на Северном Кавказе - даже тогда государственная власть делала ставку на духовность, на то лучшее, что есть в традициях народов, населяющих нашу страну… С одной стороны, традиционные религии вовремя сумели поставить заслон экстремизму, который пытался воспользоваться духовным вакуумом - неизбежным следствием безбожия. С другой - именно религия неустанно несет людям идеи любви к ближнему, взаимного уважения, достойного поведения и праведности».

На главную страницу